Arms
 
развернуть
 
412600, рп. Базарный Карабулак, ул. Некрасова, д. 33
Тел.: (84591) 7-13-53, (84592) 2-21-63, (84557) 2-10-81
bazarnj-karabulaksky.sar@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
412600, рп. Базарный Карабулак, ул. Некрасова, д. 33Тел.: (84591) 7-13-53, (84592) 2-21-63, (84557) 2-10-81bazarnj-karabulaksky.sar@sudrf.ru
 
 
          
http://www.pravo.gov.ru/export/sites/default/galleries/gspi_banners/1.png


График дежурств 


График работы

Понедельник

900-1800

Вторник

900-1800

Среда

900-1800

Четверг

900-1800

Пятница

900-1645

Суббота

Выходной

Воскресенье

Выходной

Перерыв на обед

1300-1345

 
 

Телефоны для справок

8 (84591) 7-13-53

 

 

Приёмная суда

Тел.8 (84591) 7-13-53

 

Приём исковых заявлений, жалоб от граждан и их представителей, выдача копий судебных документов осуществляется приёмной суда

 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней в кабинете №115 в порядке живой очереди. По предварительной записи прием не ведется.
При обращении необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность.

 Канцелярия суда 
по уголовным, гражданским и административным делам

Тел.8 (84591) 7-13-30

Факс 8 (84591) 7-13-53

Архив суда

осуществляет выдачу судебных документов

в кабинете №113 

8 (84591) 7-13-30

Государственная пошлина

 Реквизиты платежного документа для оплаты государственной пошлины опубликованы в разделе  сайта

 

 

 
 
ДОКУМЕНТЫ СУДА
Обобщение судебной практики рассмотерния в 2011-2012 годах материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП

ОБОБЩЕНИЕ

практики рассмотрения в 2011 – 2012 годах

Базарно-Карабулакским районным судом Саратовской области 

материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

 

В соответствии с планом работы Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области было проведено обобщение практики рассмотрения судом материалов о помещении несовершеннолетних правонарушителей в центры временного содержания для несовершеннолетних органов внутренних дел за 2011 – 2012 годы.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в действующей редакции (далее по тексту Федеральный закон) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В Федеральном законе нашли свое отражение основные принципы и положения Минимальных стандартных правил Организации объединенных наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских  правил), принятых 29 ноября 1985 года Резолюцией 40/33 на 96‑м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

Статья 5 Пекинских правил определяет цели правосудия в отношении несовершеннолетних и гласит, что система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Положения Федерального закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» применяются как в отношении лиц, достигших возраста уголовной или административной ответственности, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия,  так и в отношении  лиц, совершивших правонарушения до достижения такого возраста (ст. 5 Федерального закона).

Следует иметь в виду, что совершивший общественно опасное деяние или административное правонарушение несовершеннолетний, в отношении которого решается вопрос о помещении в центр временного содержания для несовершеннолетних органов внутренних дел (глава III.1 Федерального закона) не является субъектом уголовно-правовых отношений. Вопрос о его временной изоляции решается в порядке гражданского судопроизводства.

Соответствующие разъяснения содержатся в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2009 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 3 июня 2009 года.

В соответствии с нормами международного права во всех действиях в отношении несовершеннолетних приоритетными являются интересы ребенка и их наилучшее обеспечение.

Базарно-Карабулакским районным судом в 2011 году рассмотрено 2 материала о направлении несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее по тексту ЦВСНП), которые судом удовлетворены. 

Так, постановлением суда от 20 апреля 2011 года несовершеннолетний К. направлен в ЦВСНП сроком на 5 суток.

 Постановлением суда от 22 апреля 2011 года несовершеннолетний В. направлен в ЦВСНП сроком на 30 суток.

Основанием к обращению в суд с ходатайством о помещении несовершеннолетних лиц в ЦВСНП явилось совершившие ими общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, при необходимости предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния (подпункт 4 п.2 ст.22 Федерального закона).

Следует отметить, что ЦВСНП действует исключительно в целях профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних и не является местом для отбывания ими наказания или исправления несовершеннолетних.

При этом в части предупреждения совершения несовершеннолетним повторного общественно опасного деяния судом исследуются сведения: о личности несовершеннолетнего, его социальной направленности, его поведении до совершения им противоправного деяния; о наличии или отсутствии контроля со стороны родителей или лиц, их заменяющих, за поведением несовершеннолетнего; о количестве противоправных деяний и антиобщественных действий, совершенных несовершеннолетним, и причинах, по которым он прекратил эти деяния; о нарушении несовершеннолетним прав и законных интересов других лиц, иные сведения.

Производство о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП возбуждается по постановлению начальника органа внутренних дел или его заместителя (ст.31.1 Федерального закона). При этом согласования с КДН и ЗП не требуется.

Из текста Федерального закона не усматривается, что при разрешении вопроса о помещении в ЦВСНП должны проверяться сведения о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Однако если в процессе рассмотрения материалов будет установлено, что несовершеннолетний имеет какое-либо заболевание и нуждается в медицинской помощи, следует выяснять, не имеется ли в данном случае  препятствий для помещения ребенка в ЦВСНП.

При рассмотрении вопроса о необходимости направления несовершеннолетнего, не достигшего возраста уголовной ответственности, в ЦВСНП проверяется: обоснованность постановки его на профилактический учет; объем и эффективность мер воспитательного воздействия, предпринятых до обращения в суд; обоснованность решений об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.

Следует исключать случаи, когда на учет в органах системы профилактики несовершеннолетний поставлен без учета требований ст.ст. 1, 5 Федерального закона и при отсутствии оснований для проведения с такими несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, которые предусмотрены ст.6 Федерального закона.   

Так, не могут быть поставлены на учет несовершеннолетние за пропуски уроков, употребление в лексиконе нецензурных выражений, низкую успеваемость и тому подобное.

Несовершеннолетние, в отношении которых органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу, перечислены в п.1 ст.5 Федерального закона.  

В соответствии с пунктами 2 и 3 ст.5 Федерального закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

При рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП суд обязан проверить обоснованность отказа в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего. Должны исключаться случаи, когда под предлогом недостижения возраста уголовной ответственности выносятся незаконные и необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, тогда как в действиях подростка отсутствуют признаки состава преступления, либо его причастность к тому или иному правонарушению вызывает большие сомнения. В этом случае оснований для помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП не имеется.

Изучение практики рассмотрения материалов данной категории показало, что судом выясняются обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия обоснованного решения. Судом устанавливалось, что несовершеннолетние состоят на профилактическом учете в ОВД, с ними, а также родителями проводилась профилактическая работа, законный представитель одного из несовершеннолетних неоднократно привлекался к административной ответственности по ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако использованные ПДН ОВД, школами, родителями возможности профилактики должных результатов не дали.

Во всех материалах имеются протоколы судебных заседаний. В постановлениях суда указываются органы, которые в соответствии с требованиями закона обязаны исполнять постановления в части доставления несовершеннолетних в ЦВСНП.

Следует отметить, что с учетом положений ст. 22 «Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» и рекомендаций Верховного Суда РФ должен соблюдаться принцип специализации судей, рассматривающих дела и материалы в отношении несовершеннолетних.

Проверив все обстоятельства, в одном случае суд указал на необоснованность ходатайства начальника органа внутренних дел о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, что стало основанием к отказу в удовлетворении ходатайства.

Так, в 2012 году Базарно-Карабулакским районным судом рассмотрен 1 материал о направлении несовершеннолетнего Ф. в ЦВСНП. Отказывая постановлением от 11 июля 2012 года в удовлетворении ходатайства, судья указал, что в постановлении начальника полиции о помещении несовершеннолетнего Ф. в ЦВСНП отсутствует указание на то, по каким основаниям, предусмотренным ст.22 Федерального закона, он принял данное решение. Общественно-опасное деяние совершено Ф. в августе 2011 года, после чего Ф. подобных деяний не совершал, имеет постоянное место жительства, поэтому по основаниям, предусмотренным подпунктами 4 и 5 п.2 ст.22 Федерального закона, не может быть помещен в ЦВСНП. То, что Ф. характеризуется по месту учебы отрицательно, пропускает без уважительных причин занятия в школе, не является основанием помещения его в ЦВСНП. Кроме того, решение об отказе в возбуждении уголовного дела за недостижением возраста уголовной ответственности принималось по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления небольшой тяжести (ч.1 ст.158 УК РФ). Судья учел в данном случае п.5 Пекинских правил о соизмеримости любых мер реагирования в отношении несовершеннолетних с особенностями и обстоятельствами правонарушения.   

Цели направления несовершеннолетнего в ЦВСНП, так же как применение иных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определенные ст.2 Федерального закона, в первую очередь, должны быть  направлены на обеспечение благополучия ребенка.

При рассмотрении указанных материалов должны соблюдаться общепризнанные международно-правовые нормы в части обеспечения прав несовершеннолетних: соблюдение принципов приоритетного личного и социального благополучия ребенка; учета особенностей возраста и социального положения несовершеннолетнего.

 

 

Судья Базарно-Карабулакского районного суда                            О.Н. Левошина

 

опубликовано 10.10.2013 15:18 (МСК)
 
 
          
http://www.pravo.gov.ru/export/sites/default/galleries/gspi_banners/1.png


График дежурств 


График работы

Понедельник

900-1800

Вторник

900-1800

Среда

900-1800

Четверг

900-1800

Пятница

900-1645

Суббота

Выходной

Воскресенье

Выходной

Перерыв на обед

1300-1345

 
 

Телефоны для справок

8 (84591) 7-13-53

 

 

Приёмная суда

Тел.8 (84591) 7-13-53

 

Приём исковых заявлений, жалоб от граждан и их представителей, выдача копий судебных документов осуществляется приёмной суда

 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней в кабинете №115 в порядке живой очереди. По предварительной записи прием не ведется.
При обращении необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность.

 Канцелярия суда 
по уголовным, гражданским и административным делам

Тел.8 (84591) 7-13-30

Факс 8 (84591) 7-13-53

Архив суда

осуществляет выдачу судебных документов

в кабинете №113 

8 (84591) 7-13-30

Государственная пошлина

 Реквизиты платежного документа для оплаты государственной пошлины опубликованы в разделе  сайта